Сахалинский великан |

Четыре культовых мыса

Сахалинский великан |

10:59 3 декабря 2019.

Известный исследователь Сахалинской области Андрей Клитин (1961-2014) в статье “Хроника географических заблуждений”, опубликованной в “Вестнике Сахалинского музея” №16, 2011 г., стр.

443-450 (её текст также доступен на сайте Сахалинского областного краеведческого музея), развенчивал ряд имевших место мифов относительно природных объектов области.

В частности, он заметил: “В течение нескольких лет в качестве заставки между телепередачами сахалинского телевидения показывали изображение каменной арки.

Сахалинцы, побывавшие на этом прекрасном участке морского побережья, уверены, что она расположена на мысе Великан (Тонино-Анивский п-ов), это же следовало из телевизионной передачи и некоторых статей. Под таким же названием этот участок берега внесен в “Кадастр особо охраняемых территорий Сахалинской области”. На самом деле указанная арка расположена на мысе Птичьем, в 2 км к северу от истинного мыса Великан”.

В принципе оба мыса расположены рядом друг с другом, их обычно одновременно и посещают туристы. Но до сих пор имеет место другой миф: проехать к указанным мысам можно якобы только на джипах или аналогичном по проходимости транспорте.

Хотя более шести лет назад это утверждение вовсе не было мифом и вполне соответствовало действительности.

22 августа 2013 года: мысы Птичий и Великан

В ту дату я впервые посетил оба мыса, что предложил известный турист и фотограф Виктор Волянюк. Он располагал высоко проходимым джипом Toyota Land Cruiser, благодаря которому можно было попасть в те места. С собой взяли ещё двоих знакомых.

“Как ни бываю на Птичьем и Великане, так вечно там стоит туман”, — сокрушался Виктор. Тогда в Южно-Сахалинске просто наблюдалась облачная погода, но тумана не было.

Ехали самым коротким путём: через село Охотское, далее вдоль берега залива Мордвинова. У подножия Тонино-Анивского хребта, где начинается территория рыбацких станов возле бывшего населённого пункта Свободное, повернули направо, то есть на юг. С возвышенности наблюдался восточный берег озера Тунайча.

Переваливаем хребет и… попадаем в злополучный туман! Проехав от центра Южно-Сахалинска около 94 км, высаживаемся на площадке к северу от мыса Птичьего. Пока был отлив, пошли на юг по побережью пешком. Там на самом деле расположены две каменные арки: одна стоит на самом берегу, другая — в акватории Охотского моря.

Идём дальше, туман начинает рассеиваться.

Перед мысом Великан поднялись по тропе на дорожку, которая тогда имела вид практически непроезжаемого пролаза. Южнее мыса Великан дорожка в то время заканчивалась. Поскольку пошёл прилив, вернулись по дорожке.

На обратном пути, перевалив хребет, достигли развилки. Виктор предложил повернуть на юго-запад. По его словам, на дальнейшем пути стоял мост, по которому было сложно проехать. Но ничего, проехали. И через село Пихтовое выбрались на берег залива Анива. Было умеренно тепло и по-прежнему облачно, но без тумана.

Вернулись через Озёрское и Корсаков.

4 ноября 2018 года: мысы Трудный и Грозный

Накануне той даты на одном из сахалинских туристических ресурсов был опубликован маршрут на мыс Трудный, расположенный на восточном побережье Тонино-Анивского полуострова.

Маршрут начинался с восточного же берега лагунного озера Буссе, и, как утверждали лица, опубликовавшие маршрут, он проезжаемый на любом полноприводном легковом автомобиле в сухую погоду.

Маршрут был показан на карте приближённо в виде ломаной линии.

“Что ж, можно его опробовать, пока снег не лёг”, — рассуждали мы с моим знакомым туристом Михаилом. Выехали из Южно-Сахалинска на его полноприводной “Тойоте-Королле” в 9 часов утра.

На ту дату прогнозировался дождь по селу Озёрскому после 17 часов, и время для посещения местности представлялось достаточным.

К нам присоединились знакомые туристки из Корсакова Галина, Любовь и Татьяна, которых мы подобрали по пути.

С трассы Корсаков — Новиково нашли нужный поворот налево.

Потянулся скучный участок: на протяжении примерно 10 километров просёлочная дорога шла по отрезку прямой линии на юго-восток. Затем поднялись на Тонино-Анивский хребет.

После резкого спуска выехали на мыс Трудный. Все мы оказались в тех местах впервые.

Нашей целью было посетить находившиеся неподалёку три водопада, местонахождение которых было ранее указано Андреем Клитиным и Виктором Волянюком. Первые два водопада расположены к северу от мыса Трудного, и, чтобы достичь ближайшего из них, пришлось обходить прижим поверху. Наконец, спустились на побережье.

Вот и первый водопад, правда, небольшой.

Далее наш путь лежал на север по побережью. Проскочили мысок между волнами, Галина замыкала колонну.

Прошли рыбацкий стан, за ним ещё мысок, за которым, в свою очередь, и второй водопад. Автор, Татьяна, Любовь и Галина восхищены им.

От рыбацкого стана поднялись по дорожке, о которой ранее не знали. Вернулись по ней на юг. Слева направо: Галина, Михаил, Любовь и автор.

Третий водопад стоит уже к югу от мыса Трудного. Чтобы попасть к нему, надо пройти через рыбацкий стан.

Сторож стана охотно показал рациональный путь к водопаду. Он расположен в каньоне, примерно в 30 метрах от устья ручья, на котором он и находится. Ручей так и называется: Водопадный. Любовь, Михаил и автор довольны.

Сели в автомобиль, немного проехали на север и достигли мыса Грозного. С запада надвигалась полоса дождя.

Что ж, поставленная в тот раз цель была достигнута, и мы приступили к обратному пути. В 16:55 свернули с просёлка на трассу Новиково — Корсаков, а в 16:58 начался обещанный синоптиками дождь, но он был нам нестрашен.

29 октября 2019 года: мысы Грозный, Великан и Птичий

Андрей Клитин оставил загадку: в книге “Водопады”, написанной им с П. Бровко и А. Горбуновым, изданной в Южно-Сахалинске в 2013 году, он указал, что в пределах полутора километров к северу от мыса Грозного имеются три водопада, и больше ничего. Так что мы с Михаилом решили разгадать ту загадку. Погодные условия были идеальными, параллельно берегу шёл тёплый южный ветер.

По знакомой дороге достигли мыса Грозного. После спуска дорога как раз на протяжении 1,5 километра идёт строго внизу вдоль побережья. Значит, нам представлялось легко найти нужные водопады.

Первый из них сочился тоненькой струйкой.

Второй водопад представлял хоть какую-то эстетическую ценность.

А третий… просто пересох! Вообще, октябрь выдался засушливым, и последний дождь в той местности прошёл за 9 дней до нашего посещения.

Что ж, загадка вроде разгадана. Но было 13 часов, времени ещё оставалось достаточно. По навигатору определили, что до мыса Великан оставалось примерно 8 километров. А на север вела как раз шикарная отсыпанная дорога. Решили проверить, может ли она вывести к Великану? Вроде, как рассказывали знакомые, может. Но в каком она состоянии?

По пути периодически спускались на побережье в поисках возможных водопадов в устьях крупных ручьёв. Но ничего более не обнаружили.

Ура, благополучно проехали и достигли мыса Великан!

Помню, что неподалёку к северу должен быть известный водопад. Вышли и к нему.

Дорога продолжалась далее на север. “Неужели этот участок 6 лет назад был пролазом, преодолимым разве что пешком?”, — подумал я.

Едем по дороге. По пути встретились пешие рыбаки. Они предупредили нас, чтобы на имевшемся автомобиле мы не вздумали соваться на северо-запад через Охотское — не хватило бы проходимости, да и ладно!

Выезжаем на знакомую площадку, где соединяются две дороги, ведущие с разных сторон к окрестностям мыса Птичьего. Далее пошли знакомые мне места, Михаил там побывал впервые. Он и сфотографировал меня на фоне сразу двух арок.

Прошли немного на юг до прижима — был прилив. На обратном пути отсняли вид.

Таким образом, наша программа в тот день была выполнена и перевыполнена. Расстояние от центра Южно-Сахалинска до площадки возле мыса Птичьего составило около 127 км. Вернулись прежним путём, а на трассу Новиково — Корсаков выехали в этот раз в 18 часов, и было ещё светло.

Рассказал об этой поездке Виктору Волянюку, и он заверил, что в 2013 году, когда мы с ним были в тех краях, никакой дороги на юг от мыса Великан и в помине не было!

На карте тёмно-синим цветом отображён участок дороги от села Охотского до площадки возле мыса Птичьего. Фиолетовым цветом показана дорога от восточного берега лагуны Буссе до мыса Трудного, а красным — новая дорога, соединяющая мысы Птичий и Трудный.

Таким образом, все четыре культовых мыса — Птичий, Великан, Грозный и Трудный — стали более-менее доступными. Не обязательно иметь джип или иной внедорожник, чтобы к ним попасть. Но, разумеется, все просёлочные дороги должны быть относительно сухими.

Ранее руководитель областного агентства по туризму Наталья Пахолкова рассказала о будущем туризма на Сахалине. Власти надеются заняться вопросами удобства посещения основных туристических объектов на юге острова — указано число ключевых маршрутов, их насчитывается 14.

Цель стоит такая, чтобы к 1 мая 2020 года всё это было сделано.

В числе маршрутов, подлежащих обустройству, оговорен маршрут на мыс Великан, но неясно, какой именно — может, через Охотское? В настоящее время дорожными службами поддерживается дорога от того села к рыбоводному заводу “Мальково”.

А вот от поворота на него участок вдоль побережья до бывшего населённого пункта Свободное, по крайней мере в конце апреля нынешнего года, представлял собой столь разбитый пролаз, что многие автомобили, даже самой высокой проходимости, объезжали его по берегу залива Мордвинова.

Что ж, зима только началась, и весна не за горами. Поглядим, что произойдёт в мае.

Источник: https://sakhalin.info/weekly/181413

Как везти икру и что делать на Сахалине — краткий путеводитель

Сахалинский великан |
21 июля 2020 Немного аналитики: правда ли, что россияне идут в Минск через лес Читать 21 июля 2020 Твои лучшие выходные: любимая Калуга за 2 дня Читать 20 июля 2020 Тайский пузырь: разрешат ли лететь в Таиланд в этом году Читать 20 июля 2020 Царям неплохо жилось: поездка в Суздаль на 2 дня Читать 18 июля 2020 Выпуск №18: Даша отвечает про Мальту, планы на жизнь и карантин в России Читать 17 июля 2020 Скандал в джунглях: обезьян лишили зарплаты Читать

Потоки романтиков и исследователей уже гонят в сторону Камчатки, Приморья, Карелии, Байкала и, конечно же, Сахалина.

Эти направления понемногу выбираются из-под залежей стереотипов о недоступности — как финансовой, так и транспортной. Фраза «дешевле слетать за границу, чем съездить по стране» звучит, к счастью, реже. И теперь больше людей, отодвинув на задний план какие-нибудь Фареры, ставят на первое место в списке своих желаний поездку на остров Сахалин.

Только мечта может помочь человеку сорваться в такое путешествие. Нельзя предсказать, когда она «активируется», но в какой-то момент ты просто позволяешь себе мечтать о месте. Не терзайте себя, что не можете отправиться туда немедленно.

У вас будут десятки причин, почему это кажется невозможным: никто из друзей не готов вас поддержать, бюджет кажется вам недоступным, из списка необходимой снаряги у вас есть только металлическая кружка и т.д. Но начните ухаживать за своей мечтой.

Прочитайте книжку про Сахалин, посмотрите видео, сходите на мероприятие про остров и вы увидите, как причины, из которых поездка казалась вам невозможной, начнут отваливаться одно за другой.

Зачем ехать на Сахалин

Сахалин — направление для тех, кто привык идти своим путём, и даже в слово «Азия» вкладывает не привычные курорты Вьетнама и Таиланда, а остров в Охотском море — место с уникальной природой и смешением российской и японской культур.

Самый удалённый от центральной России и в то же время поразительно близкий к Японии — от острова Хоккайдо его отделают всего 43 километра пролива Лаперуза. Сахалин интересен климатом, скалистыми берегами, действующими вулканами и разнообразием растительного и животного мира.

Поездка на Сахалин: в группе или самостоятельно — как лучше

Вариантов изучить остров традиционно два: самостоятельное путешествие и помощь компании, которая занимается организаций экспедиций на Сахалин.

«За» cамостоятельную поездку

  • Вы — опытный путешественник, много раз самостоятельно планировали и ездили в отдаленные края России с размытой инфраструктурой. Готовы потратить время и силы на составление маршрута и организационные вопросы, чтобы создать свою уникальную историю.
  • Вы не любите посторонних людей и хотели бы провести отпуск максимально уединенно.
  • Вы хотите свести бюджет к поездки к минимуму и готовы пожертвовать ради этого некоторыми точками маршрута, до которых сложно добраться самостоятельно.
  • Вы точно знаете, что любите путешествовать в своем ритме — задерживаться в тех местах, которые вам интересны, и проскакивать другие, менее захватывающие достопримечательности. Отсутствие такой возможности доставит вам дискомфорт.

«За» экспедицию в составе группы

  • Вы любите, когда всё путешествие четко спланировано — продумана логистика, отобраны только самые интересные места по вашему запросу.
  • Вам нравятся новые знакомства, вы готовы провести пару недель с людьми, которых не знали раньше.
  • Вы понимаете, за что платите: за экономию собственного времени и сил, а также за гарантию лёгкого и беспроблемного путешествия — если сложность и возникнут, то решать их будете не вы, а организатор. Он же отвечает за вашу безопасность на протяжении всего пути.
  • Вы выбрали маршрут, который вам интересен, но многие точки в нем малодоступны для индивидуального туриста и требуют особенной логистики вроде заброски на вертолёте. 

Важно понимать, что сам Сахалин — очень большой остров, а в состав Сахалинской области входит 59 островов.

Некоторые из них, например, острова Тюлений, Кунашир или Шикотан, достойны не меньшего внимания. Но все зависит от того, каким количеством времени и денег вы располагаете. 

Стоимость поездки на Сахалин

Стоимость стандартного путешествия на 7-8 дней в составе группы одного из агентств — около 80 тысяч рублей.

Оно включает:

  • проживание в отелях 2*- 3*;
  • трансферы;
  • питание (как правило, завтраки и обеды);
  • транспортное сопровождение по программе;
  • услуги гида-экскурсовода.

Перелёты и ужины оплачиваются отдельно.

Такая поездка обычно позволяет составить себе полное представление о природе, культуре и жизни острова. При выборе туристического оператора опирайтесь на отзывы туристов, рекомендации друзей и общем впечатлении от компании: желательно, чтобы это был опытный оператор, а не группа друзей-энтузиастов, которая решила возить группы на Сахалин буквально в прошлом месяце.

Про авиабилеты

Сейчас (июнь 2020) авиабилет Москва — Южно-Сахалинск в июле-августе стоит примерно 20 000 рублей (с пересадкой в Новосибирске). Но опытные путешественники советуют покупать билет за 5 месяцев до поездки. Раннее планирование почти гарантированно позволяет получить лучшую цену и удобный перелёт. 

Билеты дешевле можно найти только в период межсезонья, когда поездка на остров становится испытанием из-за довольно капризного и сурового климата.

Большая часть путешественников обходятся набором из стандартной удобной одежды + трекинговые ботинки, флисовая кофта и непродуваемая (желательно мембранная) ветровка. Если вы не собираетесь делать что-то экзотичное — вам хватит этих вещей.

Как я буду передвигаться?

Лучший способ — взять автомобиль в аренду. Кроссовер можно арендовать от 2500 рублей в сутки. Такой вариант подойдет тем, кто планирует забираться в труднодоступные места. Если и бюджетное — примерно 1200 в сутки.

Вообще, на месте можно договориться о скидке, если решите брать машину на долгий срок. 

Про комфорт

Многим кажется, что путешествие на Сахалин обязательно сопряжено с бытовым дискомфортом — долгими пешими переходами, ночёвками в кемпингах или отелях без удобств, скудным питанием.

Это не совсем так — и спасибо, как ни странно, можно сказать требовательным японцам. На острове огромное количество японских туристов — их доля составляет почти 90% от всего иностранного турпотока.

Объясняется это близостью страны и периодом в истории острова, когда он был оккупирован Японией. Трепетно относящиеся к своей истории и культуре, японцы едут сюда за редкими образцами японского зодчества и другими артефактами.

И вместе с тем требуют для себя самого высокого уровня комфорта — в проживании, передвижениях и сервисе: это стимулирует развитие местной инфраструктуры.

Вот отели, которые советуют путешественники: 

Гостевой дом «Горный воздух» 17 400 рублей за 6 ночей (в июле-августе)Мега Палас Отель (4 звезды) 36 450 рублей за 6 ночей (в июле-августе), завтрак включён 4800 руб рублей за кровать на 6 ночей (в июле-августе)

Чем заняться в Южно-Сахалинске

Как мы писали выше, если в вашем распоряжении 7-8 дней — лучше всего будет не пытаться объять необъятное, а остановиться в Южно-Сахалинске и исследовать остров дневными радиальными выездами.

Города Сахалина, включая Южно-Сахалинск, не особенно примечательны. Вам хватит и дня на его изучение.

Зайдите в ресторан Нихон МитайВ первый же день попробуйте традиционную японскую кухню со свежими морепродуктами, которыми так славится остров. Но осторожно — после этого морепродукты в привычных российских ресторанах могут показаться вам безвкусной массой. просп.

Победы, 28-В, Южно-Сахалинск Средний чек — 1500 рублейПоднимитесь по канатной дорогеВзгляд на город сверху — это всегда классные эмоции (и фотографии) Горнолыжный курорт «Горный воздух», ул. Горный воздух Лит.

В, Южно-Сахалинск Стоимость подъема — 300 рублейВзгляните на одежды айна и эвенков в Краеведческом музееУдивительной красоты японское здание, сохранившееся со времен губернаторства Карафуто, хранит свыше 200 тысяч предметов и коллекций по природе, истории и культурному наследию Сахалина и Курил.

Вокруг прекрасная парковая зона с фонтаном, прудом с карпами, цветущей сакурой и розами. Входной билет — 200 рублейПрокатитесь на лодке по озеру будни — с 12:00 до 22:00
выходные и праздничные дни — с 11:00 до 22:00 Не забудьте привезти икры себе и знакомымЭто будет лучшим сувениром.

Покупать лучше в самый последний день, перед вылетом, чтобы сократить срок хранения. Проверенное место — торговый центр «Успех» / Сахалинская ул., 71

По правилам авиакомпаний икра относится к категории «жидкости», а значит, в ручную кладь вы можете взять не более 100 грамм. Поэтому тщательно упакуйте её в герметичный пищевой контейнер, поместите в термосумку и сдайте в багаж.

День 1: бухта Тихая и остров Заметный (ну что за чудо-названия здесь)

В случае, если автомобиль в аренду вы не взяли (А ЗРЯ), доехать сюда можно на поезде до станции Тихая (около 3 часов), после чего пройти несколько километров пешком.

Живописная, закрытая от холодных ветров бухта в заливе Терпения (нет, все же это не топонимы, а песня) — одно из самых красивых мест на Сахалине. С хребта Жданко открывается фантастический вид на побережье с мягким песком и зеленой порослью морского шиповника и аралии, а с берега можно бесконечно смотреть, как уходят в воду отвесные 30-метровые скалы.

Большая часть снимков, которые можно увидеть в Instagram по тегу «Сахалин», сделаны здесь.

На остров Заметный добраться невозможно, зато видно его отлично. Равно как и слышно – благодаря засилию птиц он звучит как завод по переработке чаек.

По дороге в бухту остановитесь в поселке Взморье — здесь ведется бесперебойная торговля свежевыловленными крабами по ценам куда ниже городских. Приготовить их можно тут же, в бухте.

Один огромный краб — около 1700 рублей.

День 2: мыс Евстафия*

Высота мыса — всего 51 метр, но он окружен таким поразительно свободным от лишних деталей пространством и кристалльно чистой водой, что вас непременно подхватит ощущение полета, которое усугубят плотный морской воздух, бьющий в лицо, и вездесущие чайки. Обязательная гастрономическая составляющая — по дороге, на озере-лагуе Буссе, можно купить отличных уже сваренных креветок.

*для поездки на мыс понадобится кроссовер или внедорожник

День 3: мыс и маяк Слепиковского

Маяком, должно быть, немало гордятся японцы — они построили его здесь еще в 1934 году, когда сам мыс назывался Оторо Мисаки.

Мыс совсем не похож на те, что вы увидите ранее. Благодаря этому он занесен в реестр памятников природы регионального значения.

День 4: скала Лягушка

Можно добраться на автобусе 177 от ж/д вокзала Южно-Сахалинска.

Действительно немного похожий на лягушку выступ по сложившемуся мнению «заряжает» визитеров хорошей энергией. Здесь же принято загадывать желания. А если отвлечься от эзотерики, то со скалы открывается замечательный вид на озера Тунайча и Изменчивое. И если энергии действительно прибавится — не пожалейте сил и дойдите до водопада Айхор.

День 5: мыс Великан*

Великаном многие называют мыс Птичий, что по соседству. По побережью от одного до другого разбросаны гроты, арки и столбы, выточенные из камня ветром и морем.

*для поездки на мыс понадобится кроссовер или внедорожник

День 6: Холмск и заимка «Хрустальный ручей»

Холмск — портовый город, куда приходят паромы с «большой земли». Население его около 30 тысяч, а примечательного мало, но заехать сюда стоит. Хотя бы для того, чтобы понять, как живет Сахалин, когда не радует глаз туриста бесконечными хребтами и мысами.

А затем поезжайте на базу отдыха «Хрустальный ручей» — здесь, в почти недоступном отдалении от города и людей, вы отдохнете телом и душой: в тишине, с баней и купанием в Татарском заливе.

День 7: сёрфинг и кайт-сёрфинг

С точной локацией определиться будет сложнее — слишком многое зависит от прогноза.

Но если вам действительно интересно посмотреть, как справляются спортсмены не в рафинированных условиях Юго-Восточной Азии, а в водах Японского моря, информацию о спотах можно выспросить у знакомых сёрферов или найти в профильных группах. Самые распространённые и доступные места — спот Bus Station в Охотске для сёрфинга и озеро Изменчивое для кайта.

Островной инстинкт — есть особое внутреннее ощущение от пребывания на острове, которое хочется каждому испытать. Пусть даже таком огромном, протянувшемся без малого на тысячу километров с севера на юг острове.

Пройти по узкой тропе по хребту Жданко.

Увидеть, как во время нереста поверхность реки настолько плотно заполняется спинами идущей на нерест рыбы, что не видно даже воды.

Ощутить себя узником замка Иф, забравшись на маяк Анива (на фото сверху).

Впечатлиться скалами невероятной формы на мысе Птичий и мысе Великан.

Прогуляться по озеру Буссе и набрать устриц. Побаловать себя и другими сахалинскими гастрономическими деликатесами: икра, крабы, рыба, гребешки, мидии…

Понырять с аквалангом у острова Монерон и найти там ракушку Галиотис, невероятной перламутровой красоты.

Пробраться по спиральному участку тоннеля старой японской железной дороги и подняться на Чертов мост ведущий через глубокое ущелье. Все это — Сахалин.

Источник: https://www.aviasales.ru/blog/sahalin

Сахалин: мыс Птичий, мыс Великан, Невельск, Корсаков

Сахалинский великан |

» Россия » Сахалин: мыс Птичий, мыс Великан, Невельск, Корсаков

Вот природа на Сахалине волшебная. Каждый уважающий себя геоблоггер на Сахалине едет на джипах на мыс Птичий чтобы снять «мыс Великан» и показать его своим спилбергам. Мыс Птичий:

(Это — 3-я часть, начало про Сахалин тут, 2-я часть тут, 3-я часть.)

Едем на джипах на мыс Птичий. Завод Тунайча:

Да, та самая (икра горбуши, поваренная соль, растительное масло, консерванты E200):

Асфальтированная дорога кончается не доезжая завода, а грунтовка такая, что лучше съехать на песок пляжа. Залив Мордвинова:

От и так обычно депрессивных в России историй жанра «разговор с водителем», на Сахалине хочется просто биться головой об стену.

«Промышленности вообще нет, было 7 ЦБК, всё развалили»; «сельское хозяйство развалили»; «судоремонтные заводы развалили»; «был танкоремонтный завод — развалили»; «при Хорошавине было лучше, а сейчас Кожемяко навёз амурчан, всё под ними, работают на рыбе и на дорогах»; «но Кожемяко ещё мелочи, у москвичей хорошая крыша, основной лов под ними, по беспределу ставят сети поперёк всех рек, почти всю рыбу вылавливают, не дают нереститься вообще никакой, результат — в этом году вообще рыбы нет»; «одно хорошо: Кожемяко всех хачей с маршрутками выгнал, купил муниципальные автобусы».

Тонино-Анивский хребет:

Грейдер упирается в народное место отдыха, отсюда до Птичьего ещё метров 500:

Пьют водку:

Пьют чай:

Ура, наконец-то мыс Птичий, он весь из арок и других скульптур, созданных выветриванием:

На самом деле, до настоящего мыса Великан отсюда ещё несколько километров, которые я пролетаю на дроне:

Невельск

Вот вам бесконечно длинный и бесконечно узкий Невельск. Невельск, в отличие от Холмска, совсем другое дело — адмирал Невельской был (а адмирала Холмского не было).

Слева — рыбный порт, справа — угольный порт:

Угольный порт (окрестные жители жалуются на угольную пыль):

«Очень дорогой порт в Невельске, поэтому никто не пользуется, никто не заходит, работы нет»; «цементный завод, рыбный порт закрыты». Центр города:

Ленин:

Невельской:

На стратегической высоте над городом, за церковью Рождества Пресвятой Богородицы, наша группа осматривает фундамент разрушенного синтоистского святилища (примерно как в Полинезии, где миссионеры строили христианские храмы на месте языческих марае):

Экскурсовод Невельского историко-краеведческого музея и руководитель краеведческого объединения «Patria» Елена Леонидовна Марцинишена показывает гостям Невельска Памятник погибшим рыбакам:

В 1967 году монумент открыли в другом месте, на горе над Невельском, как «Памятник экипажам судов „Севск“, „Себеж“ и „Нахичевань“, погибшим 19 января 1965 года на трудовом посту»:

«Кузнецов Е. А. у памятника погибшим рыбакам в Невельске», год неизв.

Но 2 августа 2007 года в Невельске случилось землятресение — сильное, 6,8 баллов, город сильно пострадал:

Невельск после землятресения, сайт Невельск-фотоальбом

Погибло 2 человека, из 777 объектов города не подлежало дальнейшей эксплуатации 268 зданий (их пришлось снести), ещё в 290 жилых домах необходимо было провести ремонтно-восстановительные работы[1]:

https://photos.sakhalin.name/photo/75601, сайт sakhalin.name

В городе планируют снести еще много жилых домов (в основном в центре), школу № 3, универмаг, почту и т.д.

А вот уже успели снести школу № 4 (она вообще сильно пострадала, потом фото пришлю), суд(суды сейчас проходят в спортзале), бывший военкомат, бывшую библиотеку (за «Кусиро»), ДК, гастроном возле универмага, гастроном напротив мореходки, «Детский мир», городскую поликлинику, родной мой детсад № 5 «Солнышко» (на Нагорной) — всего не перечислишь. […] Так же в центре осталась стоять прокуратура, администрация, здание бывшего БТФ, сбербанк и ,пожалуй, все на этом. […] А строительство идет полным ходом: на третье сентября в городе был заложен фундамент на ДВА восьмиквартирных дома! К зиме все лишившиеся жилья 1500 (это очень округленно, точную цифру не знаю) семей будут жить в новых коммунальных квартирах!

В Невельске до сих пор трясет, толчки от двух до четырех баллов бывают ежедневно. Что будет дальше и что делать не знает никто.

Вчера местное ТВ широко и бурно осветило сдачу первого нового модульного домика. Кстати, они все-таки 12-квартирные. Теперь наша доблестная власть обещает к зиме сдать 15 таких домиков, а это 180 квартир. Ну хоть уже не бросают нелепых обещаний. Все же реальным словам больше верится.

(Антонина, 14 сентября 2007)[2]

Невельск после землятресения, 2007 (фотографии Роман Шарашенидзе; Антонина, сайт Невельск-фотоальбом):

    Не смотря на скептицизм Антонины в письме из 2007-го года, жильё тогда и правда очень быстро восстановили, но получилось не идеально.

    С одной стороны, урбанизма в России 2007-го года не было, с другой стороны, был август, и перед зимой 2007-2008 года решения надо были принимать быстро — и город получил новую микрорайонную застройку далёко от центра на пустырях и насыпных землях.

    Теперь на новые, сейсмоустойчивые дома жалуются: получились очень пожароопасными. Новый микрорайон «Северный», Невельск:

    Центр теперь состоит только из федеральных контор и служб и выглядит не очень жилым:

    Вокзал Невельска (на среднем плане — с отделкой из сайдинга в виде крылышек старого логотипа МПС).

    Большое здание, но сюда больше никогда не придёт пассажирский поезд: РЖД отменило всё пригородное сообщение и междугородние поезда.

    Из РЖД вообще хреновые урбанисты: если они видят, что если на дизель, ездящий раз в сутки в 6 утра, набирается мало пассажиров, они его не ускоряют, не делают более регулярным, а просто отменяют.

    Таксисты: «Возить иностранцев очень стыдно»; «японцы очень быстро осваивали Сахалин, строили десятки километров железных и обычных дорог, на самую южную точку Сахалина мыс Крильон ходил обычный рейсовый автобус, а теперь — 50 прижимов, 100 речек и надо устраивать экспедицию на джипах», всё такое.

    Не пытайтесь покинуть Невельск.

    Корсаков

    В честь генерал-губернатора Восточной Сибири М. С. Корсакова.

    Мы обогнули Крильон и вошли в залив Аниву 12 сентября перед полуднем; виден весь берег от одного мыса до другого, хотя залив имеет в диаметре около 80—90 верст. Почти в средине полукруглый берег образует небольшую выемку, которая называется бухтою или губою Лососей, и тут, у этой губы, находится Корсаковский пост, административный центр южного округа.

    Пост имеет с моря приличный вид городка, не сибирского, а какого-то особенного типа, который я не берусь назвать; основан он был почти 40 лет назад, когда по южному берегу там и сям были разбросаны японские дома и сараи, и очень возможно, что это близкое соседство японских построек не обошлось без влияния на его внешность и должно было придать ей особые черты.

    (А. П. Чехов «Остров Сахалин»)

    В 1905 году территория южного Сахалина отошла к Японии и пост был переименован в Отомари (大泊, Ōtomari, Оодомари):

    В наши дни Корсаков известен железнодорожной платформой Пять углов (комсомольцы назвали в честь родного Питера; дизель 2 раза в сутки до Южно-Сахалинска) и паромной линией Корсаков—Вакканай на самый северный остров Японии Хоккайдо (отправляется с левого пирса; 2 раза в неделю):

    К югу от Корсакова осматривают завод СПГ «Сахалина-2» и развалины японского синтоистского храма бога войны Хатиман Мерей Хатиман дзиндзя и монумента, просвященного захвату юга Сахалина Японией:

    Памятный знак в честь высадки японского десанта в 1905 году Карафуто Энсэй Гун Дзёрику Кинэнхи (памятник десанту экспедиционного корпуса Карафуто). Утром 7 июля 1905 года японский Северный экспедиционный корпус… начал боевые действия по захвату Южного Сахалина.

    Японские войска высадили десант возле деревни Мэрэй (ныне село Пригородное) под прикрытием боевых кораблей Северной эскадры… В память о событиях июля 1905 года по инициативе старосты селения Мэрэй Танака на пожертвования местного населения 14 августа 1926 года на месте высадки десанта был поставлен памятник.

    Он представлял собой бетонную стелу высотой 11 метров в форме трехгранного штыка, установленную на постаменте, отделанной местным камнем. Надпись на памятнике была сделана рукой соратника погибшего майора Нисикубо генерал-лейтенанта Ёсиэ Исисукэ. Возле стелы были поставлены два якоря Холла. Памятник располагался на высоком холме, к нему вела бетонная лестница.

    После 1945 года памятник был разрушен, стела взорвана, её шпиль лежит недалеко от основания знака. Полностью утрачена каменная облицовка основания, исчезли якоря.

    (И.Самарин «Памятники истории и культуры периода губернаторства Карафуто (1905-1945 гг.). Путеводитель», Южно-Сахалинск, 2015)

    За разрушенной стелой сохранилось тюрейто храма – хранилище поимённых списков погибших солдат (имя солдата и годы жизни писали на специальных деревянных табличках итани)[3]:

      Источник: https://2f.ru/2017/11/03/sakhalin-4/

      Лучший огород
      Добавить комментарий

      ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: